Музыка для одних является полем
деятельности, для других видом искусства, а для третьих – смыслом жизни. Всего
семь нот, а сколько чувств они могут выразить! Музыка в жизни ребенка при
правильном подборе и использовании может стать хорошим воспитательным
средством. А каково влияние музыки на развитие ребенка в утробе? Уже к 22 дню беременности у
эмбриона начинают формироваться зачатки органов слуха, так называемая «слуховая
ямка». Сам слух формируется у плода с 15 – 20 недели. На 16 неделе малыш слышит
и воспринимает звуки внешнего мира. А через 10 недель – он проявляет свою
реакцию на них. Это доказано многочисленными экспериментами. Последние месяцы
своего пребывания в организме матери ребенок уже занимается знакомством с
внешним миром. Но кроме этого, он также занят и звуками, которые производит
мамино тело. Он слышит: шум крови, биение сердца, вдохи и выдохи, чихание и
многое другое. Кроме того, дети на последних порах пребывания в утробе уже
знают, откуда исходит звук. Это доказано тем, что недоношенные дети, также как
и новорожденные, могут поворачивать голову в ту сторону, откуда звучит шум.
Терапия музыкой – это
альтернатива медицинскому лечению, является одной из самых популярных форм
терапии искусством. У детей в утробе музыка может стать профилактикой дефектов
речи, проблем с поведением и дисгармонии психики, аутизма. Педагоги, психологи,
музыканты едины во мнении, что вводить кроху в мир музыки нужно еще до
рождения. Гармоничные волновые колебания передают импульс околоплодным водам и
непосредственно воздействуют на каждую клеточку тела и особенно – мозга. На
сегодняшний день доказано, что музыка способствует росту мозга плода,
активизирует формирование зон коры, отвечающих за речь, логические операции,
интуитивное и ассоциативное мышление, способствует развитию слуха и чувства
ритма. Однако правильно организовать «концертный зал» в собственном животике не
так и просто. Чтобы музыка принесла пользу, а не вред, следует учесть многое.
Репертуар
Малыш в мамином животике, как
крошечный эмоциональный локатор, улавливает каждое движение ее души. Если
музыка не будет доставлять удовольствия вам – она не принесет особой пользы и
ребенку. Поэтому выбирайте ту музыку, которая, прежде всего, нравится вам
самой. Стоит, конечно, исключить из «беременного» репертуара хард-рок, смелые
эксперименты музыкального авангарда, тревожные минорные произведения с обилием
низких звуков, – все это может привести к нарушениям в течение беременности (от
гиперактивности плода до угрозы выкидыша). В остальном же полагайтесь на
собственный вкус.
Исполнение
Очень важно качественное
звучание, будь то музыкальный центр или MP3-плеер. Благоприятно действует на
ребенка классическая музыка и волшебные голоса природы: журчание ручьев, шелест
прибоя, пение птиц и др. Специалисты убеждены, что живая инструментальная музыка
намного полезнее записей, особенно цифровых. Поэтому старайтесь время от
времени выбираться на симфонические или камерные концерты.
И все же, самая полезная для
ребенка музыка – та, которую исполняет сама мама. Однако если вы играете на
инструменте, резонатор которого примыкает непосредственно к животу (гитара,
мандолина, виолончель и т. д.), не стоит делать это часто и подолгу:
интенсивность звука и вибрация будут слишком сильными. Оптимальные инструменты
для «музицирования» во время беременности – фортепиано и флейта.
Конечно же, любимый мамин голос
для малыша полезнее любого самого высокопрофессионального исполнения. И неважно
обладаете ли вы музыкальными способностями или нет, главное установить эмоциональный
контакт с малышом, вовлечь его в диалог.
Танцы
У детей, мамы которых танцевали
во время беременности, прекрасно развито чувство ритма. Ведь кроха в животике
«танцует» вместе с мамой, улавливая всем телом тончайшие нюансы каждого вашего
движения. Безусловно, не стоит отплясывать на восьмом месяце рок-н-ролл, а вот
покружиться под спокойную музыку, выполнить несложные ритмичные упражнения или
даже просто плавно и грациозно подвигать в такт музыке руками, плечами, головой
полезно на любом сроке.
Исследования
В США Рене Ван де Карр (врач –
гинеколог) и Дональд Шетлер (учитель музыки) открыли пренатальные учреждения.
Они считают, что интеллект малыша должен развиваться до рождения. По их словам,
музыка развивает не только музыкальный слух, а еще и лингвистические способности.
Занятия в пренатальных центрах проходят так:
к животу каждый день, два раза по 5 минут прикладывается колонка с
музыкой. Плод отвечает ускоренным сердцебиением, а также начинает шевелиться.
Тогда считается, что малыш усвоил урок. В эксперименте участвовали около 500 детей.
За тем как они развивались, тщательно следили. Роды таких детей, по словам Рене
и Дональда, происходили легче. Также они утверждают, что такие дети стали
ходить и говорить гораздо раньше, а также имеют более развитый музыкальный слух
и чувство такта.
Однако необходимо делать это весьма осторожно – чтобы такие занятия не
наскучили ребенку и, более того, чтобы ребенок не начал вообще защищаться от
них. Выполнила: студентка группы ОМП-403 Бузалева М.О.
|